Гибкость ума — очевидное следствие занятий "телесными практиками". Собственное тело, скажем, я могу проживать сотней разных способов. Например, оно может быть достаточно однородным для меня (если я смотрю на него на уровне структуры, сетки белковых нитей). Или же я могу различать разные системы в своем теле, встречаясь с особенностями их строения, функций и "характера".
В подходе Body-Mind Centering, который изучаю в Институте Линды Хартли, про это есть целый раздел — эмпирическая анатомия. За десятилетия практики в сфере реабилитации, терапии и профессионального танца Бонни Бэйнбридж Коэн, автор метода, обнаружила, что каждая система в теле не только занимается собственной непосредственной физиологической задачей, но и определенным образом участвует в организации движения всего тела, а также уникальным способом влияет на работу ума.
Что будет, если профессиональный танцор начнет двигаться не только мышцами, но и внутренними органами, или костями, или связками — можно посмотреть, например, в этом выступлении Ивоны Ольшовской на ТЭД. А здесь я хочу порассказывать о взаимосвязях систем тела и организации сознания, восприятия себя и собственной жизни.
Оказывается*, "сознание" костей структурирует, упорядочивает работу ума. Знакомясь подробнее с собственными мышцами, я соединяюсь с собственной силой и контролем над балансом сопротивления-согласия. Контакт с фасцией поддерживает проявление внутреннего наружу. Жидкости тела помогают сознанию течь; поддерживают баланс активности-отдыха. Через внутренние органы я соединяюсь с эмоциональной памятью, своими глубокими устремлениями... И так далее.
А раз мое тело состоит из всех этих систем, значит все вышеперечисленные качества присутствуют во мне единовременно? А вот и нет. Выясняется, что у каждого из нас свой индивидуальный рисунок проявленности разных систем. Лично я, например, живу органами. Если касаюсь (вниманием) внутренностей - то прямо саму себя трогаю. А вот кости — это какие-то "штуки" во мне, мое тело, а не я сама. У кого-то наоборот. Скелетно-мышечная система — это прямо "я" человека, а в органах может быть, например, тревожно и неустойчиво...
У каждого человека есть более проявленные системы, а есть более теневые. И если я всю жизнь живу только из сильных, знакомых систем - то они рано или поздно начнут перегружаться, уставать... Поэтому даже на уровне механики тела полезно "обживать" менее включенные системы, разгружая таким образом самые работящие. Если мышцы хронически перенапрягаются, удерживая корпус в вертикали, может быть, не хватает тонуса во внутренних органах?.. То же самое - про характер. Начиная осознавать теневые системы и встречаясь с их собственными "сознаниями", я наполняюсь недостающими качествами. Расширяю спектр возможных способов восприятия и действия. Достраиваюсь до более целостного существа.
Приходит, скажем, ко мне клиент. Касаюсь тела и слышу, что надкостница особенно просит внимания. Одновременно с прикосновениями помогаю человеку направить внимание на тот же слой. Он прямо-таки восторженно встречает эти ощущения. Чувствует через них связность всего тела, к нему мгновенно приходят какие-то инсайты о важных жизненных взаимосвязях. Спустя какое-то время пишет, мол, увеличилась ясность в движении по жизни, и он самостоятельно поддерживает себя в этой ясности, опираясь вниманием на собственную надкостницу...
Экспериментальная анатомия в Body-Mind Centering — это путешествие сознания по внутренним телесным ландшафтам, непрерывный исследовательский процесс. И хотя Бонни выделяет определенные универсальные связи и закономерности, центральная ценность метода — личные субъективные переживания и осмысления. На профессиональной обучающей программе мы вовсю обживаем собственные тела, набираемся опыта подобных обогащающих путешествий (в тесной связи с интеллектуальным, теоретическим обучением). Заметно, что опыты встреч с одними и теми же системами весьма и весьма разнятся от человека к человеку.
В течение полутора лет идут у нас учебные модули по разным темам. Минувшей зимой изучали внутренние органы... Когда я оказывалась в "сознании" пищеварительной трубки, то жизнь ощущалась существованием. Я просто была - на своем месте, без желаний и мыслей куда бы то ни было перемещаться... С окружающим миром происходил непосредственный, "химический" контакт — я что-то впитывала, переваривала (во всех смыслах), от ненужного избавлялась... В "сознании" легких я переставала сжиматься — расслаблялась и начинала заниматься все необходимое пространство... Дышала свободнее, чувствовала жизнь просторнее, себя в ней — свободнее. И действительно, вся зима прошла у меня в каком-то таком "органическом" состоянии. Я жила очень спокойно и размеренно, сидя на своем месте и встречаясь только с тем, что само приближалась к моим границам...
Сейчас весна, и у нас мышцы. Идеально! Ведь и в жизни сейчас тот момент, когда хочется направленного действия, созидания, проявления — наружу, в мир. Мышцы для меня про активность, эластичность, эмоциональную и творческую видимость, коммуникацию... Если я поднимаю руку нервно-мышечно — то я прямо уязвима в своем выражении, будто обнажена для взглядов и суждений, и проживаю целый шквал эмоций. Если я поднимаю руку костно — то это как будто что-то "природное", абсолютно незаряженное эмоционально, "как веточка торчит"...
Кости! Кости собственные я искала всю осень. Вот это была задача не из легких. На учебных модулях по костям меня все время выносило в слабость, в страх, в потерю ориентации, в истерики... Это что-то мое личное про состояние костной ткани, из детства, видимо. Большинству людей внимание к костям сразу дает ощущение опоры и устойчивости... А у меня целый процесс был. В осенние месяцы я искала в жизни хоть какой-то стабильности (очень все текуче и подвижно у меня обычно). Помню, что во всем мне хотелось напитаться таким вот "минеральным" состоянием — неподвижным, "темным", надежным... Стабильность привлекала меня в людях, в материалах, в движении. В октябре съездила в гости в горы на неделю, и вот в горах смогла таки хоть насколько-то стать своими костями, соединиться с ними. Наконец-то начала стоять нормально, пропуская вес тела в землю, выстроилась. Стала меньше "висеть", "зависать", и больше опираться. В переносном смысле тоже — встала устойчивее на собственные ноги...
И так далее.
Обживая, оживляю собственное тело. Могу побыть вниманием с какой-то системой, понаблюдать, поупражняться... А потом вроде как забываю про нее, а она уже автономно от моего сознания лучше функционирует, качественнее поддерживает мое движение и добавляет важных качеств работе ума.
* Пересказ из Bonnie Bainbridge Cohen. Sensing, Feeling and Action.
Попробовать занятия эмпирической анатомией и практику Body-Mind Centering
Я провожу индивидуальные сеансы по методу Body-Mind Centering. Чтоб узнать об условиях и по всем вопросам — пишите, пожалуйста, на m.zharnitskaya@gmail.com или в любом удобном мессенджере, ссылки на соцсети внизу страницы.