«Вот бы меня кто-нибудь этому еще в школе учил!» - частенько думала я в пору своего знакомства со всякими танцевально-двигательными и вообще эмбодимент-занятиями. «Жизнь была бы гораздо легче, если б я уже тогда присутствовала вниманием в своем теле, умела отслеживать и влиять на изменение своих состояний, вообще если б двигалась побольше»…
И вот, прошлой весной (вдохновившись, в частности, вводным курсом по танцевально-двигательной терапии) я придумала составить программу для подростков по (условно) развивающему движению. Сделать эдакую альтернативу обычной физ-ре – с фокусом на самоисследование и развитие телесной осознанности. В то же время
Полина, видя многочисленные трудности в обучении (саморегуляции, поведении, взаимодействии и т.п.) у учеников, поняла, что эффективной поддержкой (и коррекцией) для ребят мог бы стать какой-то телесно-терапевтической курс. В итоге мы с Полиной объединились и провели в этом году такой курс (в формате еженедельных полуторачасовых занятий) для небольшой группы учеников (9 класса, в основном) на Хавской…
Начну с конца. На завершающем занятии на этой неделе мы попросили ребят подвести итоги. Они рассказали, что… Впервые начали чувствовать свое тело целым. Что «включились» те части, которых раньше «не было». Что после занятий состояние становилось более «гармоничным», «сбалансированным» - их слова. Что начинала «лучше работать голова». Что нормализовался сон. Что стали обращать внимание на то, как сидят...
У ребят оказалось гораздо больше нейропсихологических сложностей, чем мы предполагали… И мы поставили себе многовато задач одновременно. Хотелось и коррекции, и развития тела, и включения рефлексии-осознанности… В результате, курс получился весьма эклектичным. Мы и просто «гимнастикой» занимались, и элементы терапии вводили, и медитацию, и релаксацию (впервые использую это слово), и дыхательные практики, и самые разные развивающие упражнения я придумывала, используя принципы идеокинезиса, развивающего танца и т.д.
Какие результаты видим мы с Полиной? Что дети, в принципе, заметили существование тела. Впечатлились связи психического с телесным, с интересом исследовали их взаимовлияние... Что у них ушло какое-то количество блоков-зажатостей, они стали гораздо легче двигаться. Самым впечатляющим результатом года стала заметно возросшая способность удерживаться в монотонной учебной деятельности — после того, как мы в течение месяца по-всякому стучали ритмы. Если до того они и пяти минут не могли усидеть спокойно за партой, говорит Полина, то после – и по двадцать минут смогли писать упражнения на уроках русского. Тела у детей стали собраннее и простроеннее. Они научились говорить словами о физических ощущениях, рефлексировать изменение своего состояния. Они стали обращать внимание – просто по жизни – на степень напряжения-расслабления. И так далее. «Что-то изменилось, но словами описать трудно», - сказали дети.
Но если в отношении учеников я скорее довольна результатами года, то собственных целей относительно своего развития я не достигла. Еще раз убедилась в том, что хорошо импровизирую. Что вообще без труда создаю / подбираю самые разные упражнения прямо по ходу занятия, опираясь на текущее состояние и запрос-интерес учеников. (Стандартная ситуация: перед занятием я придумываю что-то супер интересное-полезное, приезжаю, дети ноют про что-нибудь, и мы занимаемся совершенно другими вещами -
фасилитирую трансформацию их нытья в конкретный исследовательский запрос, подбираю техники прямо на месте...) А мечталось-то мне изначально, что получится простроить хорошо структурированную программу... Но по совокупности факторов (условия, отношение) я просто отказалась в какой-то момент от этого намерения; ясно оформленная программа пока не родилась.
Это был проект на один год. Продолжать не планирую. Понимаю, что работа с подростками – отдельная интересная тема, в которую если уж идти, то внимательнее и подробнее… Но я рада, что этот проект состоялся. Набралось очень много интересных вопросов про то, как наиболее эффективно простраивать подобную работу…