© 2018 — 2021 Мария Жарницкая
Контактная импровизация
Контактная импровизация (КИ) — это танец. В нем нет повторяющихся схем движения, не определяется он также и каким-либо музыкальным направлением. КИ — это спонтанное движение двух или более партнеров в пространстве, следующих за перемещением веса тела. В узком смысле контактная импровизация — это движение партнеров, непрерывно сохраняющих точку контакта, которая перекатывается или скользит по всей поверхности тела. Однако в КИ может присутствовать и более широкий спектр совместных перемещений, если происходит своего рода телесная игра с физическими силами, а также движенческий диалог между партнерами.
В КИ используется широкий диапазон разных качеств движения; тело и пространство задействуются равномерно; весь 3D объем. Благодаря связности и мягкости тел партнеров, чувствования законов физики и биомеханики, в КИ сами собой случаются безусильные поддержки. Например, на видео выше можно увидеть, с какой легкостью высокий мужчина часто оказывается на плечах миниатюрной девушки. И это совершенно безопасно для обоих!
А это видео — документация зарождения Контактной Импровизации (1972 год, США). Хореограф Стив Пэкстон вместе с танцорами Оберлинского колледжа исследуют тему падений, объединяя принципы танцевальной импровизации, айкидо и медитации. Что будет, если разгоняться так сильно, что сознание перестанет успевать организовывать движение? Чему можно научиться у резких столкновений?.. Оказалось, что если культивировать состояние открытого сознания, включенности и готовности без ожиданий и контроля, то тело начинает само адаптироваться к меняющимся условиям; находит наиболее простые пути перенаправления импульса движения и пропускания веса. "Я чувствую себя прозрачным в движении: почти не влияю на него и ничего не удерживаю в себе", — говорит Стив.
перформанс в Нью-Йорке в 1983 году
джем в Варшаве в 2012 году
После первых успешных лаборатории и выступления в 1972 Стив Пэкстон и другие профессиональные танцоры продолжили развивать практику Контактной Импровизации, исследуя различные принципы движения, создавая перформансы и передавая этот танец ученикам в Штатах и Европе. Очень быстро КИ распространилась в самые разные сферы искусства, терапии, развивающих занятий и социального танца. КИ стала доступна всем желающим; по всему миру проводятся регулярные классы, джемы (пространства практики танца, открытые для всех), интенсивы и фестивали. КИ танцуют дети, танцуют пожилые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья; танцуют на сцене и на природе; совершенствуются в практике десятилетиями или наслаждаются свободным движением на первом же занятии.
КИ в воде!
обучение основам КИ
Как поближе познакомиться с Контактной Импровизацией?
Где опробовать на практике и где почитать теорию?
Расписание регулярных классов и джемов, анонсы мероприятий, материалы...
Основанный еще в 1976 году журнал о танце и импровизации. Много полезных ссылок.
Расписание классов, джемов и фестивалей по всему миру, материалы...
Что лично мне дает практика? Чему учусь в КИ?
Во-первых, я соединяюсь с собственным телом.

19 апреля 2018, после участия в 12-часовом джеме-перформансе, я записала такие слова:

"Контактная импровизация (в узком смысле, как конкретная техника движения, как практика) для меня сейчас о согласии движения "объектного" и "субъектного". "Танец" в КИ — это исследование движения, обусловленного взаимодействиями в поле сил тяжести, реакции опоры, трения и т.д... Мое тело перемещается в пространстве согласно физическим законам, как и любой другой объект... Или не так же, как любой другой объект? Как мое собственное движение, структура тела и организация сознания влияют на эти перемещения? Что происходит с моим движением, если я меняю способ присутствия вниманием в пространстве собственного тела и помещения?

КИ для меня сейчас о том, чтоб каждая клеточка тела "знала", где земля. Чтоб каждой клеточкой я могла как опираться, так и получать поддержку земли — в любой форме, в любом положении, через любые опоры (хоть объекты, хоть тело другого человека)... КИ для меня — про ясность вектора перемещения в каждый момент. Про соединение внимания и тела в этом векторе. Про согласие всего тела (а не отдельных его кусков) с этим вектором... И во вторую очередь КИ сейчас — про легкость и мгновенность переключения "качеств", "состояний". Вот я теку, а вот я становлюсь твердой структурой, а вот уже лечу. Вес то распределяется равномерно по телу, то центрируется в одной точке... В этом смысле, КИ — то поле, где очевидным образом использую нарабатываемые соматические навыки"
Во-вторых, я учусь жизни.

Контактный танец — это настоящее чудо. Ведь в каждый момент времени ни один из партнеров не знает, что будет дальше. Какое движение будет следующим. И, тем не менее, у них снова и снова случаются слаженные сложные поддержки. (Или не случаются, и это тоже естественная, не разочаровывающая часть танца)

А для того, чтоб такая магия работала, необходимо освоить некоторые принципы организации своего присутствия в контакте. В контакте с собой, с партнерами и пространством. В 2017 году я так об этом писала:

"Быть открытой — вообще ко всему. К любому событию. Не имея возможности точно знать будущее, быть всегда в ненапряженной готовности.

Доверять. Доверять себе. Своему телу, своей интуиции, естественной или натренированной мудрости движения. Доверять пространству. Земле, гравитации... Доверять времени. Паузе, тишине, единственности момента... Доверять партнеру. Нашему общему процессу.

Нести ответственность за себя. В том числе, за свою безопасность. Уметь почувствовать свое "нет", предъявить его. Найти общий язык с другим человеком. Уметь пригласить с собой. Быть ясной в своем намерении.

Играть и исследовать. Не бояться пробовать разное, выглядеть странной, менять фокусы внимания. Тело как физический объект, потом вдруг эмоциональная история, потом вдруг инсталляция или только собственные ощущения... Взаимодействовать по-всякому, и еще по-новому, и еще.

Быть. Длить устойчивость внимания. Присутствовать вниманием в самых разных объемах. Сдаваться, соглашаться, "умирать" в единственно возможное действие в каждый новый момент времени…"

Открытость, ясность границ и движения, доверие, — все это пригождается и в повседневной жизни. В ежедневной реальности начинают прояснятся намерения, вектора действий; увеличивается количество синхроний с другими людьми…
В-третьих...

КИ — это про общение, про знакомство с другими людьми и культурами сразу на глубоком и универсальном уровне, на уровне тела и движения.

"КИ для меня похожа в каком-то смысле на английский язык. Язык английской королевы и способ общения с туристами девочки в тайской глуши — одно ли явление при всей огромной разнице? С КИ как-то так же. Разные учителя преподают чуть ли не полярно различные принципы. И при всем при этом, я прихожу на джем в любом городе, и обретаю взаимопонимание, и танцую. Потому что КИ — про мета-принципы, а не про формы. Про способы организации любого действия, а не ограничение некоторого набора действий..."
Made on
Tilda